Как зарегистрировать IT компанию
- 7 ноября 2022
- Просмотров:
В этой статье расскажем, как открыть ИТ-бизнес своими силами: выбрать правильный ОКВЭД, бесплатно зарегистрироваться в налоговой, получить льготы от государства.
1. Чем занимаются ИТ-компании
Перевод термина «information technologies» с английского означает “информационные технологии”. ИТ-компании занимаются видами деятельности, так или иначе связанными с технологиями: разработка программного обеспечения, новых технологий, работа с базами данных и веб-сайтами, хранилищами информации, и пр.
Какие профессии востребованы в ИТ-сфере:
- Разработчики (ПО, веб-сайтов, мобильных приложений, площадок баз данных и пр.);
- Инженеры кибербезопасности;
- Аналитики данных;
- Веб-дизайнеры;
- Системные администраторы;
- Архитекторы по проектированию новых систем;
- Инженеры машинного обучения;
- Специалисты по искусственному интеллекту;
- ИТ-менеджеры, разработчики и пр.
Такие узкоспециализированные профессии очень востребованы, поскольку в руках ИТ-специалистов - развитие отечественных технологий. По этой причине государство активно поддерживает отрасль, стимулирует и снижает нагрузку.
Среди крупных отечественных ИТ-компаний можно назвать 1С, Лабораторию Касперского, Ростелеком, Ростех, Группу Т1, АйТеко и пр.
2. Какие коды ОКВЭД соответствуют ИТ-организации
Коды для ИТ-деятельности вы найдете в 62 и 63 разделах справочника ОКВЭД-2. Групп достаточно много, но не все они дают доступ к льготам. Чтобы работать, как ИТ-организация и получать послабления от государства, необходимо, чтобы хотя бы один из перечисленных ниже ОКВЭД присутствовал в списке ваших кодов:
- 62.01 - указывают компании-разработчики ПО;
- 62.02 - применяют консультанты по ИТ-технологиям и компьютерным системам;
- 62.02.1 - используют фирмы, конструирующие компьютерные системы;
- 62.02.4 - для компаний, которые вводят системы в эксплуатацию;
- 62.03.13 - для организаций, предоставляющих услуги сопровождения компьютерных систем;
- 62.09 - для иных направлений, в которых задействованы технологии и вычислительная техника;
- 63.11.1 - применяют фирмы, которые работают с базами данных.
Обратите внимание: помимо правильно указанного ОКВЭД, компания обязана соблюдать еще ряд условий (ст. 427 НК РФ):
- У компании должна быть действующая аккредитация;
- Объем профильной выручки не должен снижаться менее 70%;
- На собственном сайте компании должна быть указана информация о профиле ее деятельности;
- Организации придется дать согласие на раскрытие налоговой тайны.
Есть и ограничения. Они касаются компаний с долей госучастия более 50%, фирм, образовавшихся в результате реорганизации после 1 июля 2022 года, должников по налогам (от 3000 рублей), и организаций из данного распоряжения.
3. Можно ли открыть ИТ-компанию в статусе ИП
ИП может заниматься ИТ-деятельностью и применять вышеуказанные ОКВЭД. Но, предприниматели не могут проходить аккредитацию, а значит - не могут получить доступ к льготам. Таким образом, для ИТ-деятельности выгоднее оформлять бизнес в формате ООО.
4. Послабления для ИТ-организаций
Льготы для ИТ-бизнеса начали вводить с 2020 года: этой сфере изначально уменьшили налог на прибыль и размер страховых отчислений. Неоднократно список мер расширялся и на текущий момент бизнесмены получили доступ к целому списку послаблений. На расширение льгот повлияло введение западных санкций: ИТ-технологии стали более востребованы и государство делает все возможные шаги для стимулирования отрасли.
Послабления ИТ-компаниям в 2022 году:
- Добавлены новые ОКВЭД, относящиеся к профильной ИТ-деятельности (изначально под льготы попадали только ОКВЭДы 63 раздела справочника);
- ИТ-организации получили полное освобождение от уплаты налога на прибыль (мера действительна до окончания 2024 года);
- Для сотрудников ИТ-организаций отменен НДФЛ;
- Запрещено проведение налоговых проверок;
- Работники сферы могут получать льготную ипотеку (при этом расширен диапазон допустимого возраста и снижен порог требования к доходу);
- ИТ-специалисты имеют право на отсрочку от армии и мобилизации;
- Упрощено трудоустройство иностранных ИТ-специалистов (им больше не нужно разрешение, упрощено получение ВНЖ);
- Компаниям предоставлены гранты и целевое финансирование;
- Бизнес-кредиты для ИТ-организаций доступны по субсидированной ставке до 3% годовых
- Открыт доступ к государственным заказам без торгов.
Указанный перечень льгот периодически обновляется, все больше расширяя список послаблений. Государственная поддержка помогает снизить финансовую нагрузку на ИТ-организации, повысить престижность и значимость труда ИТ-специалистов в России.
5. Как организовать ИТ-бизнес своими силами
Для регистрации ИТ-компании необходимо получить статус юридического лица с соответствующим ОКВЭД. Ранее мы упоминали, что ИП тоже могут работать в ИТ-сфере, но не могут рассчитывать на льготы. Чтобы пользоваться послаблениями, следует зарегистрировать ООО.
Какие документы нужно подготовить:
- Заявление на открытие ООО, форма Р11001;
- Копии паспортов для каждого учредителя ОБщества;
- Протокол собрания или решение одного участника (в зависимости от количества членов ООО);
- Устав (если выбрана типовая форма, то можно не распечатывать документ);
- Учредительный договор (в случае регистрации ООО несколькими партнерами);
- Чек об уплаченной госпошлине 4000 рублей (если планируете самостоятельно зарегистрировать ООО в налоговой, предоставив документы на бумажном носителе). При регистрации ООО онлайн на нашем сервисе госпошлина не оплачивается.
- Также ФНС может запросить документы на юридический адрес компании.
Подача документов осуществляется любым из способов:
- Онлайн на нашем сервисе - бесплатно и без госпошлины;
- Лично в ФНС (нужно распечатать документы и оплатить 4000 рублей);
- В МФЦ;
- Через нотариуса (платно);
- Почтой (добавляются расходы на нотариальное заверение документов и почтовую пересылку);
- Через представителя (на него необходимо оформить нотариальную доверенность и уплатить госпошлину за подачу бумажных документов);
- Онлайн на сайте ФНС (придется выпустить ЭЦП, купить токен и программу криптозащиты).
Регистрация по бумажным документам осуществляется в течение 3-х рабочих дней, а при онлайн-подаче автоматизация данных не требуется, поэтому ООО регистрируется быстрее. Узнать о результате обращения бизнесмен может, получив уведомление на электронную почту.
Дальнейшие действия
Если компания рассчитывает на льготы, необходимо обратиться в Минцифры и пройти аккредитацию. Этот процесс занимает 15 дней. Заявление на аккредитацию подается на сайте Госуслуг по цифровой подписи.